gasperpaul (gasperpaul) wrote,
gasperpaul
gasperpaul

Categories:
  • Music:

Про информационное общество, или Почему молодежь не читает книги

Когда-то, классе в восьмом, когда до нас докатилась, наконец, волна повсеместного использования компьютера в обучении, вернее, использования компьютера для скачивания рефератов, которых в те времена было еще сравнительно мало на просторах Сети, я заметил, что некоторые не могут составить элементарный поисковый запрос. Тогда я списывал все на неумение работать в интернете. Со временем, тем не менее, ситуация не исправлялась, ко мне регулярно обращались за помощью в поиске какой-то сравнительно редкой информации. Да и по сей день обращаются. Если раньше я считал это в порядке вещей, то сейчас, когда интернет прочно вошел в нашу жизнь, когда у четырех из пяти есть аккаунты в социальных сетях, есть электропочта, есть блог или твиттер, неумение обращаться с поступающей информацией, неумение ориентироваться в информационном поле выглядит по меньшей мере странно. К чему я это все? Сегодня мне на глаза попалась статья некоего Тревора Баттерворта "The New Digital Underclass" именно на эту тему.
Конечно, с автором можно поспорить в некоторых частностях, например, был ли Лейбниц последним универсальным энциклопедистом, или когда началась эпоха "информационного расстройства". Но в общем он прав: интернет, как символ всего накопленного человечеством знания, дал нам доступ к гигантским объемам информации, но забрал возможность знать все, и вопрос социальной мобильности и успешности (а на более высоком уровне — и эволюции вида) состоит уже не в том сколько ты знаешь, а в том как ты знаешь.
В статье, строго говоря, поднимается два вопроса:
1) Как современные технологии влияют на процес обучения?
2) Почему в современном технологизированном обществе есть люди, неспособные к продуктивному взаимодействию с информационными каналами?
По первому вопросу дать вменяемый ответ в двух предложениях сложно, да автор и не ставит перед собой такой цели, хоть и замечает, что
«   »
...95% студентов признались, что не используют ноутбук для конспектирования. [...] Техническое "классовое расслоение" настолько большое, что барьером вхождения служит не только доступ к компьютеру [...], но и умение им пользоваться. [...] Кроме того существует [...] общее, почти шокирующее отдаление от техники, как будто она не нужна и, за исключением игр, неинтересна.

...95% of [...] students had admitted to not using their laptops for note-taking. [...] The technological class divide is so great that the barriers to entry are not simply access to computers [...], but being able to master the basic concepts to accessing and using them. [...] Beyond that there is [...] a general, almost shocking, disengagement with technology, as it if it is irrelevant, and beyond gaming, uninteresting.
T. Butterworth

Собственно, из этого и вытекает второй — главный — вопрос. Казалось бы, молодые люди, обладающие меньшей инертностью мышления, чем представители предыдущего поколения, должны намного легче внедрять полезные новшества в свою жизнь и намного активнее пользоваться теми возможностями, которые предоставляет "Information Superhighway". Тем не менее,
«   »
Технологические воззрения этих детей практически полностью основаны на обмене текстовыми сообщениями: [...] они испытывают затруднения при печати на стандартной компьютерной клавиатуре, потому что их способности основаны на одном лишь использовании большого пальца.

These kids' technological worldview is almost entirely text-message based: [...] they struggled to type on a standard computer because their digital dexterity was thumb-based.
T. Butterworth

Не знаю как на Западе, но у нас это еще не настолько повальная тенденция. Хотя я припоминаю, что мне когда-то рассказывали нечто в таком духе. Но проблема нежелания учится обращению с компьютером, поиску информации, использованию всех возможностей современных технологий для облегчения жизни наличествует. И это во времена существования Google Wave, Wordpress и Twitter. Про последний, кстати, у американцев тоже говорят намного больше, чем у нас, так что я вполне верю в сказанное выше про текстовые сообщения. Лично я нахожу Твиттер скучным, да и не такая большая у него аудитория пользователей в нашей стране.
Я понимаю, конечно, что мой взгляд на вещи предвзят: я — нерд, использующий максимум нового. Но когда я, скажем, подумал, что можна использовать тот же Wave для совместной работы над документом с одной знакомой, которой понадобилась моя помощь в оцифровке сканированного текста, то понял, что дольше буду объяснять ей как там регистрироваться (если она еще захочет это делать) и работать, чем сделаю все сам.
И это уже становится опасным явлением: сегодня люди отказываются от максимального использования всех возможностей modern technologies, а завтра их просто смоет информационной волной! Их уже смывает: Джордж Пакер в своей статье полемизирует о пользе такого прогресса, который забирает наше время, забивает наши информационные каналы мусором, на фильтрацию которого приходится тратить очень много времени, которое можно потратить на чтение чего-то более полезного. Симптоматично, что обвиняют скорее инструмент, нежели самих себя. Куда уж тут им удержаться, если даже мне тяжело просто так перестать читать какой-то блог. И эта потеря времени становится все более значительной. Но если я еще могу сказать себе "Стоп! Иди и прочитай что-то полезное", то те, кто не воспринимают книги серьезно (а таких в моем поколении, будем честными, много), этого просто не могут.
Конечно, это в некоторой мере реакция на развитие, ведь еще лет десять назад никто и не мечтал о iPad'ах и прочих радостях, но общество должно пересилить себя и принять это новое не только там, где это вписывается в модель поведения (как отправка текстовых сообщений), но и там, где это формирует новый подход к решению проблем. Всевозможные переносные компьютеры, будь то планшеты, ноутбуки или нетбуки, позволяют облегчить доступ к учебным материалам, RSS-агрегация новостей позволяет настроить свое личное информагентство, сотрудничество и связь в социальных сетях разного рода созданы не только для пустого времяпровождения. И уже сейчас этому нужно учить. Вот так мы и вернулись к вопросу номер один.
Безусловно, систему обучения необходимо реформировать. Необходимо не только и не столько обучать предмету и специальности, сколько учить искать нужную информацию, автоматизировать свою работу и, естественно, учить учиться. Необходимо максимально облегчить интеграцию учащегося в информационное поле и перебороть реакционный отталкивающий механизм, который и ведет к сведению всего только к твиттероподобному обмену сообщениями, подкрепляемому лекционной подачей материала, а не дискуссионным и самообразовательным постижением материала. Этот защитный механизм временный, но ожидать естественного его исчезновения не только глупо, но и регрессивно, потому что тормозит процесс развития цивилизации.
Tags: they who're around, Ура! Культ!, размышления
Subscribe

  • Про лето

    Я обещал расказать про лето, дорогая днявочка, и я расскажу. Итак, этим летом я сделал нихуя... очень мало. В общем и целом…

  • Про меня, или Приступ весенней мизантропии-4

    Я неправильный. Во всяком возможном понимании. Кажется, что любая, даже самая маргинальная, группа людей, общество или субкультура сочтут меня…

  • Про Dragon Age, или De ludis

    Этот пост я оправдываю тем, что мне просто нужно что-то написать. Здесь должно быть длинное и многословное вступление о том, почему люди играют в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments