gasperpaul (gasperpaul) wrote,
gasperpaul
gasperpaul

  • Music:

Про разочарования, или Когда падают идолы

Когда-то давно в одной очень умной, видимо, книжке я прочитал поучительную историю о девушке, фанатевшей от некоего певца, ходившей на все его концерты и однажды оставшейся на ночь в его номере. Утром она ушла и больше никогда не приходила на концерты. "Любовь прошла, завяли помидоры"... Эта история мне показалась тогда очень пошлой в литературном плане, что-то более избитое придумать сложно, но сейчас, когда я задумался о привязанности к образам, ролевым моделям, которые оказываются такими же, как и все, людьми, мне почему-то вспомнилась именно она.
Первым таким разочарованием для меня стал, стыдно признаться, Лукьяненко. Я, наверное, должен сказать ему спасибо, именно его книжки привили мне интерес к фантастике, именно из-за его "Лабиринтов" мне нравится киберпанк. Уже много позже я прочитал классиков SF, прочитал Гибсона и Стивенсона, но то было позже. А в далеком 2005 году, когда у меня только появился интернет, когда я еще считал его эталоном жанра (в этом месте я бессовестно краснею) и только тень догадок и литературного вкуса маячили где-то на границе бессознательного, тогда я начал читать его бложек. Это был настоящий разрыв шаблона, когнитивный диссонанс, как его описывают в книжках по психологии: насколько мне был интересен образ автора, настолько отвратителен стал сам автор. Не сразу, конечно, но стал. Это было даже сильнее, чем детское осознание невсемогущества родителей.
Потом такие "озарения" тоже были, но помягче первого раза. Даже осознавая всю глупость поклонения кумирам, всегда оставляешь где-то внутри сознания список тех, на кого хочется быть похожим. И чувствуешь после этого себя таким... даже не обманутым, а расстроенным, будто друга потерял. Удивительно, насколько ошеломляющим бывают такие вот срывы покровов, ведь знаешь же, прекрасно знаешь, что все люди, все не идеальны. Идолы пещеры... Бываю, конечно, приятные исключения — Терри Пратчетт, Арьен Люкассен — но на них натыкаешься скорее случайно.
Я поумнел с тех пор. Или нет, если до сих пор верю в придуманные образы. Но я хотя бы научился понимать их нереальность. Именно потому я никогда, наверное, не поговорю с Сапковским, Дяченками и еще добрым десятком музыкантов, писателей, художников и т.д. — мне приятнее считать их такими же идеальными, как идеален их образ в моей голове. Это лучше, чем сомнительное удовольствие от знакомства. А еще, если быть совсем уж честным, это нехватка решимости и самостоятельности: в каждом таком образе видишь друга и союзника, которого можно призвать на помощь, с которым говоришь через его произведения, который тебя поймет без слов.
К чему я это все: только что, перечитывая одну близкую мне книжку, решил узнать-таки поподробнее кто ее автор, наткнулся на его статьи. В некоторых вещах я с ним согласен, но в других... Потерялось ощущения "духовного сродства", возникшее после его книжек. Сама-то она эмоции вызывает, но вот ощущение того, что автору она тоже близка в том же плане, пропало. Грабли все те же.
Tags: i sick bastard
Subscribe

  • Про лето

    Я обещал расказать про лето, дорогая днявочка, и я расскажу. Итак, этим летом я сделал нихуя... очень мало. В общем и целом…

  • De ludis philosophiisque, или Почему важна абсолютная истинна

    Дисклеймер: представленный ниже текст — не мой. Это перевод первой статьи из четырех в цикле " The Philosophy of Game Design" за…

  • Про уютную жежешечку

    Да, я слоупок и лентяй. Я признаю это в очередной раз. Я знаю о чем я хотел бы написать, когда и зачем, но мне просто лень. Когда я регистрировался…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments